personal2

Оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации проводится по тесту Томаса, где определяются пять стратегий: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Преподаватели должны быть больше ориентированы на сотрудничество и компромисс. Соперничество и избегание могут привести к усилению конфликта.

ИНСТРУКЦИЯ. Перед Вами ряд утверждений, которые помогут опре­делить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый можно высказать свое мнение.

Имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению себе. В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов. Отвечать надо как можно быстрее.

В О П Р О С

А

В

 

А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

   
 

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих соб- ственных.

   
 

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

   
 

А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

   
 

А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти под­держку у другого.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

   
 

А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.

В. Я стараюсь добиться своего.

   
 

А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

   
 

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все. затронутые интересы.

   
 

А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

   
 

А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

   
 

А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые вопросы.

В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом; сохранить наши отношения.

   
 

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он тоже идет мне навстречу.

   
 

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему

   
 

А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

   
 

А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.

   
 

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

   
 

А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

   
 

А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

   
 

А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.

В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

   
 

А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

   
 

А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их со­вместному решению.

   
 

А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

В. Я отстаиваю свои желания.

   
 

А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

   
 

А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постара­юсь пойти навстречу его желаниям.

В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу

   
 

А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям

другого.

   
 

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.

   
 

А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

   
 

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

   
 

А. Я предлагаю среднюю позицию.

В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

   
 

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе; при ко­торой мы совместно с другим человеком можем добиться успеха.

   

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

После того, как испытуемый за­полнит бланк для ответов, его можно расшифровать с помощью «ключа». В «ключе» каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления.

КЛЮЧ

Соперни-чество.

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Приспособ-ление

       

А

Б

   

Б

А

   
 

А

     

Б

     

А

 

Б

   

А

 

Б

 
 

Б

   

А

 
     

Б

А

 
 

А

Б

     
 

Б

   

А

 
 

А

 

Б

   
   

А

   

Б

     

Б

А

 
 

Б

 

А

   
 

Б

А

     
       

Б

А

 

Б

     

А

 

А

   

Б

 
     

Б

 

А

   

А

 

Б

 
   

А

Б

   
   

Б

 

А

 
 

Б

 

А

   
   

А

 

Б

 
     

Б

 

А

 

А

     

Б

   

Б

А

   
       

А

Б

 

А

Б

     
     

А

Б

 
   

Б

   

А

 

Завершается работа выводом о том, какой стиль у вас преобладает в конфликтной ситуации: в большей или меньшей степени.