personal2

Олигофрения (слабоумие врожденное) - одна из форм аномалии развития личности. Она характеризуется недоразвитием интеллекта и психики в целом, связанным с поражением центральной нервной системы в внутришньоутрооний период или в раннем детском возрасте, не имеет тенденции к прогрессированию. Согласно этиологического фактора выделяют три группы олигофрении.

Первая группа

Первая группа - олигофрении эндогенной природы (поражение генеративных клеток родителей):
1. Болезнь Дауна.
2. Настоящая микроцефалия.
3. Ензнмопатични формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена (белкового, углеводного, жирового) фенилкетонурия, галактоземия, фруктоземия, гистидинемия и др..
4. Клинические формы олигофрении, которые характеризуются сочетанием слабоумия с заболеванием костей, кожи (дизостозична, ксеродермична).

Вторая группа

Вторая группа - эмбрио-и фетопатии:
1. Олигофрения, обусловленная краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубеолярная эмбриопатия).
2. Олигофрения, вызванная другими вирусами (грипп, эпидемический паротит, вирусный гепатит, цитомегаловирусная инфекция).
3. Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листериозом.
4. Олигофрения, возникшей на фунте врожденного сифилиса.
5. Клинические формы олигофрении, развившихся вследствие гормональных нарушений у матери или под влиянием экзо-и эндотоксический агентов.
6. Олигофрения, вызванная гемолитической болезнью новорожденных.

Третья группа

Третья группа - виды олигофрении, возникающие вследствие воздействия различных вредностей во время родов и в раннем детстве:
1. Олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией.
2. Олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в постнатальный период (в раннем детстве).
3. Олигофрения, обусловленная перенесенным в раннем детстве энцефалит, менингоэнцефалит, менингитом.
По выраженностью клинических проявлений олигофрении выделяют три ее степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

Дебильность

Дебильность является легким степенью недоразвития интеллекта. ей свойственна наибольшее разнообразие клинических проявлений. Возможности обучения и социальной адаптации таких больных ограничены. Они не могут отличить главное от второстепенного, путают явления разного рода. При незначительном нарушении способности к абстракции больные дети решают достаточно сложные задачи, однако и в этом случае их умственное развитие ниже, чем у здоровых детей того же возраста.
Больные, которые отличаются хорошей памятью, способны запоминать стихи, песни, пословицы, поговорки, ходячие выражения, но не всегда понимая смысл заученного, применяют их в порядок. Поведение их зачастую подражательным, зависит от случайных раздражителей и лишена планомерности, учет конечной цели, часто в ней есть инфантильные черты. Так, больной в возрасте 19 лет может вместе с 5-летним ребенком играть «песочными» игрушками, камнями и т.п..
Имбецильность - степень олигофрении средней тяжести, при котором возможно, хотя и ограниченное, образования условных связей, т.е. приобретение некоторых двигательных навыков и речи.
Эти больные могут отличать близких людей от посторонних, съедобное от несъедобного, пользоваться посудой, одеждой, карандашом, игрушками; выполнять простейшие виды работы, например, копать, что-то переносить и др.. Больные узнают знакомые им предметы, изображенные на рисунке, могут их, но понять смысл какой-либо сложной по сюжету картинки они в основном могут. Они обычно не умеют как следует вести себя на уроках в школе: подводятся с места и ходят по классу во время урока, не реагируют на замечания учителя. Одни из них равнодушны к окружающему, вялы, другие - раздражительны, злобны или, наоборот, добродушные, приветливые, трудолюбивые.

Идиотия

Идиотия - тяжелая степень недоразвития интеллекта, при котором условные рефлексы почти или совсем не производятся. Вследствие этого у больных не развивается речь, не образуются навыки, не только трудовые, но и самообслуживания: они не могут одеться или раздеться, умыться, пользоваться посудой и едят только с посторонней помощью. Не развиваются у них также высшие эмоции (стыд, брезгливость, благодарность). В тяжелых случаях больные не могут даже научиться стоять, ходить, отличать съедобное от несъедобного, близких от посторонних лиц.
У больных с легкой формой идиотии могут производиться некоторые условные рефлексы. Они узнают близких, проявляют к ним привязанность, понимают простые фразы, жесты и мимику окружающих, способны даже самые произносить некоторые слова, но запас этих слов очень незначителен. Эти больные могут есть самостоятельно, реагировать на окружающее, избегать опасности, плакать и смеяться. Однако моторика у них ограничена, не координированная, они делают много лишних, ненужных движений, тогда как точные, тонкие и более дифференцированные движения (например, шитье) им не удаются.
Больные идиотия, особенно тяжелой ее форме, в основном лежат, много часов днем ??спят, просыпаясь от голода, холода, боли и т.п.. Иногда наблюдается состояние возбуждения, когда они шумят, мямлят, плачут, кусаются, становятся агрессивными без внешних причин.
Олигофрения представляет собой недоразвитие не только психических функций, но и всего организма. Причины этого недоразвитие разные, поэтому соматические и неврологические симптомы этой болезни весьма разнообразны.
Строение тела у больных олигофренией основном неправильная, диспластическая. Размеры туловища и конечностей не соответствуют друг другу. Рост, размеры головы, масса тела, развитие волосяного покрова и жировой ткани недостаточны или избыточны. Могут наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа, волчья пасть, альбинизм, перепонка между пальцами, неправильное число их (полидактилия) отклонения в развитии внутренних органов.
При неврологическом обследовании выявляют различные нарушения, как локальные, так и общемозговые (например, при гидроцефалии). Моторика и речь больных также нарушены, развиваются с опозданием. Движения неуклюжие, часто наблюдаются различные дефекты речи.
Олигофрения как болезнь не прогрессирует. Но это не значит, что состояние больных остается неизменным на протяжении всей их жизни. При благоприятных условиях воспитания и обучения (в специальных школах) больные олигофренией степени имбецильности и особенно дебильности могут до некоторой степени развиваться, овладевать некоторыми школьными знаниями, учиться какой-то профессии и впоследствии работать. Положительно действуют некоторые терапевтические мероприятия, особенно в тех случаях, когда установлено этиологический фактор.