personal2

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

 «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов:

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N – количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8–9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6–7 баллов    – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4–5 баллов    – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2–3 балла    – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.
0–1 балл    – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:
10 баллов    – все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.
8–9 баллов    – все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:
1. Кривая, изображенная с помощью линии типа –.–.–. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.
2. Кривая, представленная линией типа . Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания
3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – –. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.
4. Кривая, изображенная с помощью линии –––– Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.
5. Кривая, изображенная линией – – – – –. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

6–7 баллов    – все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.
4–5 баллов    – все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.
3 балла –  все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
8–9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
4–7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.
2–3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.
0–1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.